"Конкурс - это неизбежное зло: из-за него пропускаешь свои личные праздники или личное горе, и нужно быть на 1000 процентов уверенным в своей программе и в том, что ты делаешь»...
В минувшем марте в волгоградском планетарии состоялась премьера фильма волгоградского режиссёра, выпускника ВГИКа Евгения Ховаева «Конкурс», посвящённый XV международному конкурсу академических музыкантов им. П.И. Чайковского. В фильме были показаны истории нескольких участников конкурса, ставших его лауреатами. Все они из разных стран: России, Франции, Литвы и США, но их объединяет любовь к музыке, мастерство и стремлением к победе. Фильм был показан прямо на потолке планетария, а на сцене стояло пианино - зрителей ожидал концерт одного из участников конкурса: московского пианиста Андрея Дубова, выпускника академии музыки им. Гнесиных, лауреата многочисленных российских и международных конкурсов, музыканта, выступавшего с оркестрами Мариинского театра, Большого театра и Капеллы Санкт-Петербурга, Симфоническим оркестром Братиславы и другими коллективами.
На следующий день после концерта в Волгограде состоялась творческая встреча Андрея Дубова и Евгения Ховаева, на которой была показана дебютная работа молодого режиссёра «Реконструкция - Страхов», а Андрей Дубов своей виртуозной игрой помог создать невероятную атмосферу творчества и вдохновения в небольшом конференц-зале пространства «Лофт 1890».
Вдохновленная концертом и будучи сама музыкантом, я встретилась с Андреем, чтобы поговорить с ним. Ну, если не как коллега с коллегой, то хотя бы как человек, для которого музыка – верный спутник с детства и который посвящает занятиям ею изрядное время.
- Андрей, что для вас классическая музыка?
- Это, пожалуй, самая богатая, полная по окраскам и состояниям область музыки. Знаете, есть и джаз, и поп-музыка, рок, метал, которые на самом деле все основываются на классике. Если послушать популярную музыку, то можно найти похожий мотив в классической музыке, и он был создан раньше. Классика – это основа основ.
- Какие жанры музыки, кроме классической, предпочитаете?
- Классика – мой любимый жанр, но при этом я слушаю всё! Не ограничиваю себя какими-то жанрами. Если музыка хорошая, то она будет хорошей и в жанре метал, рок, джаз, блюз и других. Но и назвать себя меломаном я не могу, ведь меломаны – это люди, профессионально разбирающиеся в музыке. Я, скорее, всеядный.
- Есть ли недооценённые, по вашему мнению, композиторы, творчество которых не должно оставаться незамеченным более широким кругом слушателей?
- Безусловно, есть. Например, Шарль-Валантен Алькан, он жил во Франции во времена Шопена. Но поскольку Шопен был известным, все слушали его, а Алькан остался неизвестным. Из российских композиторов… У Лядова много хороших, малоизвестных композиций, хотя сам он – композитор, довольно известный в музыкальных кругах. Из современников – мне очень нравятся произведения Павла Карманова, молодого композитора, которого сейчас не часто исполняют. Он пишет в стиле минимализма – то есть нескончаемое количество повторов с небольшими изменениями, поэтому сложно играть его музыку, особенно наизусть, сложно запомнить, в какой момент что меняется.
- Когда вы поняли, что хотите заниматься музыкой профессионально и участвовать в конкурсах международного уровня, как конкурс имени Чайковского?
- В четыре года я поступил в одну из самых лучших музыкальных школ в мире, в которой надо заниматься только целенаправленно, нельзя думать о чём-то, кроме того, как стать хорошим музыкантом и посвятить этому жизнь. Занимаясь именно так, а также благодаря родителям, которые верили в меня, помогали и поддерживали, я пришел к решению, что именно музыка - моя судьба.
- Какая атмосфера за кулисами конкурса была для вас?
- Я нервничал, очень нервничал. Для меня это был конкурс нервов – кто спокойнее, тот и победил. Не могу сказать, что за кулисами было какое-то враждебное чувство. Для меня, в принципе, на всех конкурсах участники – это коллеги, друзья, и я прекрасно понимаю, и я прекрасно понимаю, что кому-то сегодня больше повезёт, кому-то - меньше, но при этом очень повезет завтра. В целом же конкурс имени Чайковского труден, скорее, в психологическом плане — он дает даёт дорогу в жизнь. И если музыкант выиграл этот конкурс, то он обеспечен концертами, которые расписаны на каждый день на три года вперёд, ему оплачивают билеты, гостиницу, его зовут на гастроли, словом, его жизнь становится «шоколадной». Поэтому, если музыкант собирается участвовать в конкурсе, то он, с одной стороны, готовится к победе, а с другой, - он прекрасно понимает, что его могут «опрокинуть» на предварительном этапе, а потом в первом и втором туре. Прекрасно играют на этом конкурсе все, но побеждают, наверное, те, кто хорошо подготовлен психологически и имеет поддержку на всех уровнях.
- Какие произведения в вашей программе самые сложные с технической стороны, а какие – с эмоциональной?
- Есть у меня в репертуаре произведение, очень сложное технически, которое в мире сейчас играет от силы человек пять. Это этюд современного канадского композитора Марка-Андре Амлена, который является не только композитором, но и пианистом высочайшего уровня. Амлен написал 12 этюдов во всех минорных тональностях, и один из них я исполняю. Это этюд на известную тему «Кампанеллы» Листа, который написан максимально сложно и неудобно. Из сложных эмоционально – пожалуй, третий концерт Рахманинова, который к тому же труден и технически. Мне удалось его исполнить в прошлом году в Самаре с оркестром, и, надеюсь, ещё не раз смогу его сыграть.
- Вам ближе русская школа или зарубежная?
- Я - русский человек, поэтому, конечно, русская школа ближе. Есть много различий между существующими школами: например, в немецкой все построено на том, что главное – это форма, а в русской школе важна душа, ее содержание и выражение. Поэтому, когда играешь какую-нибудь немецкую классику, трудно отойти от этой «русскости» и приблизиться к первооснове всего – форме. Надо сразу холодно и логично мыслить, выделять главное, а это не привычно.
- Что вдохновляет Вас продолжать заниматься музыкой?
- Четкое понимание, что многих произведений я ещё не сыграл, и этот «предстоящий» репертуар меня радует. Сейчас, например, я работаю над вторым концертом Прокофьева – это потрясающая, глубокая музыка, которую я мечтаю сыграть. И ради таких моментов, когда впервые выходишь и своими руками творишь шедевр, хочется трудиться дальше.
- В ближайшее время собираетесь выступать в конкурсах?
- Конечно, сейчас готовлюсь подавать заявку на участие в конкурсах в Шотландии, Норвегии, Германии, а следующая и, наверное, финальная вершина моей конкурсной карьеры – это конкурс имени Гезы Анды в Швейцарии. Это, пожалуй, самый трудный конкурс в плане репертуара. Там, например, во втором туре музыкант готовит не одну, а сразу две сольных программы, и жюри только за несколько минут до выступления объявляет ему, какую из них он будет играть. Да, это трудно, но в то же время безумно интересно получить такой опыт!
Бэкграунд
Андрей Дубов, начиная с 2004 года, становится победителем на многих музыкальных «рингах». Например, на конкурсе «Путь к мастерству» в Рузе и Молодежных Дельфийских игр в Новосибирске, на Фестивале романтической музыки Москвы и на Первом музыкального он-лайн конкурсе для молодых исполнителей классической музыки «eMuse» в Афинах. Также Андрей - лауреат конкурсов в Эпинале, Дрездене, Гонконге. В 2009 году был удостоен Стипендии Президента Российской Федерации.
Волгоградская школа журналистики «Первая полоса». Фото из открытых источников.
Комментарии
Семён Семеныч
искючительно по ихним бухветам.
Семён Семеныч
-- В кино хочется, - капризно сказала Зося. - Орехов хочется, сельтерской с сиропом.
Для Зоси Корейко был готов на все. Он решился бы даже слегка нарушить свою конспирацию, потратив рублей пять на кутеж. Сейчас в кармане у него в плоской железной коробке от папирос "Кавказ" лежало десять тысяч рублей бумажками, достоинством по двадцать пять червонцев каждая. Но если бы даже он сошел с ума и решился бы обнаружить хотя бы одну бумажку, ее все равно ни в одном кинематографе нельзя было разменять.
-- Зарплату задерживают, -- сказал он в полном отчаянии, выплачивают крайне неаккуратно.
Беззубик
Доктор, сумасшедший дом. Я не знаток и не ценитель, и времени у меня также в обрез. Но осознание того, что ты в другой реальности, с другими ценностями и совершенно сказочным поведением актеров на сцене дает возможность сравнить как есть и как должно быть. Дает в какой-то степени волшебство, которого в жизни нам иногда не хватает. И странным образом меняет.
Надеюсь, я ошибаюсь и в каждом, даже на первый взгляд, совсем заскорузлом человеке живет частичка такого волшебства, просто некоторые его боятся,боятся выглядеть смешными. Но иногда нет ничего смешнее боязни выглядеть смешным.
Беззубик
Семён Семеныч
Яшка
И вот она, новая изменённая реальность! Сказочное поведение актёров...
ботокс это токсин, тащемта...
куррвиметр
Местечковое быдло
Яшка
Местечковое быдло
А вечерами шарится в Большом...
куррвиметр
Переулке???
Семён Семеныч
Каждое утро чесать
И, чтоб не гневался Аполлон,
Ее власы целовать...
аверченко. (поэт)
Яшка
Прям как про нашу писано:
Цитата:
Беззубик
Старый доктор
Доброе утро, Беззубик!
Как начнешь день с добра, так и будет дальше.
куррвиметр
ШАМАН
Охотник
ШАМАН
Охотник
Беззубик
Эскимоса не устраивает, что трут его посты. Естественно правила не нарушающие.Хотя про китайского императора я бы тоже почитала
Беззубик
Ваша правда. Рука устала добро в воду сегодня кидать
ШАМАН
ты за мной бегаешь ,бегунком ,думаю ты не глупыш ,расшифруешь
Охотник
куррвиметр
Беззубик
Зато про водку с утра всем понятно. Особенно стопычу
куррвиметр
Дама мечей
рабинович
а может быть и не подливает, а...
рабинович
не всегда...
ШАМАН
курви внизу про себя прочитал
ШАМАН
ШАМАН