Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Герои города

Памяти Эдуарда Серова

Искусство маэстро нельзя повторить...

Скорбная весть пришла из Санкт-Петербурга. Скончался Народный артист Российской Федерации, профессор, дирижер Эдуард Серов.

Завершил свой земной путь человек, для которого служение высокому искусству было не фигурой речи или красивой фразой, а образом жизни.

Мастер ушел из жизни через 10 дней после своего 79-летия, ровно в канун открытия тридцатого сезона созданного им в Волгограде симфонического оркестра.

С этой утратой для оркестра, а, по большому счету, и для всей музыкальной культуры Волгограда закончился этап развития, важность которого переоценить, пожалуй, невозможно.

Нет смысла, наверное, перечислять сейчас заслуги и творческие достижения маэстро: они неоспоримы, художественно великолепны и прекрасно известны любому, кто хоть сколько-нибудь знаком с симфонической жизнью и целостным музыкальным ландшафтом Волгограда и всей России. Москвич по рождению и образованию, истинный петербуржец по своему благородному и строгому облику, по высокому строю души, звезда европейской величины в симфоническом искусстве – наверное, волгоградцам еще только предстоит осмыслить, какую мощную творческую личность посчастливилось приобрести им в лице Эдуарда Серова и что безвозвратно потерянотеперь с кончиной музыканта.

Среди многочисленных наград и званий Эдуарда Серова есть и те, что накрепко связаны с Волгоградом. Эдуард Афанасьевич успел узнать, что стал Почетным гражданином Волгоградской области, что на самом официальном уровне означат признание его неоспоримых заслуг перед регионом. А лауреатом, победителем, Человеком Года «Царицынской музы» он был провозглашен в пору роскошного расцвета своего творчества, в 1995 году. Тогда наш совсем еще молодой конкурс назывался «Провинциальной музой», но само участие в нем Эдуарда Серова, музыканта совершенно не провинциального масштаба, придало волгоградской культурной инициативе новое измерение. Как, собственно, и всё то многое, что было совершено дирижером в нашем городе.

Тридцать лет назад столичный маэстро, знаменитость, один из ярчайших мастеров отечественного дирижерского искусства появился в Волгограде, чтобы с чистого листа, на пустом месте создавать симфонический оркестр. Появился вопреки логике: очень уж несоизмерим был блистательный статус дирижера и шлейф его творческих побед со спокойно-дремотным состоянием волгоградской концертной жизни. И только теперь, по прошествии трех десятков лет, стало ясно, до какой степени маэстро не оправдал ожиданий нашей культурной общественности. Почему? Потому что в конце 80-х большинству из наших земляковнаверняка казалось, что столичная звезда ненадолго осветит провинциальный небосклон своим вдохновенным светом – и полетит дальше по своей заоблачной орбите. Ну, скажите на милость, зачем нуженстоличной знаменитости периферийный оркестр из вчерашних студентов и молодежи и публика, для которой понятие «симфоническая музыка» звучало как новинка?

-8--FОказалось, что мы ошиблись. Дирижер Эдуард Серов в Волгограде принялся за создание (строительство!) оркестра со свойственной ему педантичностью и упорством, как и за все, чем доводилось ему заниматься в жизни. С неукротимой волей и крепкой верой в то, что любой даже самый смелый проект можно воплотить в жизнь. Своей мощной энергетикой он мог зарядить, организовать вокруг себя все музыкальное пространство и держать в могучих дирижерских руках все линии творческого потока. Он не просто предлагал парадоксальные идеи: он знал, как их реализовать. Зарубежные проекты (западных специалистов поражало, что за два-три года можно создать великолепный, конкурентоспособный оркестр европейского уровня), высшее музыкальное образование (кто бы мог предположить, что в городе появится сразу два вуза!), поиск юных талантов, статусные конкурсы и фестивали (ах, если бы симфонический оркестр сейчас нашел силы возродить выпестованный Эдуардом Серовым, бессменным председателем жюри, международный конкурс «Симфония»... это была бы, наверное, самая живая, самая действенная память о большом музыканте!), а главное – симфоническая афиша, которой искренне завидовала столичная публика! Репертуар без поправок на провинциальность. Убежденность в том, что симфоническую публику в Волгограде надо не развлекать, а, совершенно по-аристотелевски, дарить ей очищение души, воспитывать вкус посредством самого высокого искусства...

Думаю, сам маэстро не мог бы 30 лет назад предположить, что последним местом службы (нет, все-таки служения искусству!) станет созданный им Волгоградский академический симфонический оркестр.

Да, последние годы были для дирижера трудными, и только Бог да близкие Эдуарда Серова знали, чего стоил ему каждый выход на сцену. Впрочем, убавляли или прибавляли эти последние концерты время, отпущенное музыканту, – вопрос. Для него существование в режиме неустанного творчества, без отдыха и забот о необходимости поберечь свои силы, было нормой и самой естественной потребностью натуры. Для публики, для музыкантов оркестра это были последние драгоценные мгновения общения с великим мастером, последние совместные озарения и творческие полеты к вершинам мастерства и вдохновенья.

Наследие мастера теперь живет в нашей памяти, зафиксировано в записях – достаточно многочисленных. Остались преданные ученики – молодые российские дирижеры. Искусство Эдуарда Серова можно анализировать, изучать, распространять, почитать, беречь как достояние и сокровище российской музыки.

Только одного нельзя: повторить...

Марина Колмакова, музыковед, заслуженная артистка РФ, член Клуба магистров «Царицынской музы»

цармуза.рф 

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"