В летние месяцы поутихли страсти вокруг волгоградского Нового экспериментального театра. Но период отпусков подходит к концу, и театралов всё больше беспокоит вопрос: а что же дальше?
В распоряжение ИА «Город героев» попала некая служебная записка «по вопросам совмещения капитального ремонта здания и модернизации спецоборудования с художественно-творческой работой о подготовке к открытию и проведению театрального сезона 2021 / 2022 гг.». В ней в качестве едва ли уже не свершившегося факта во всех подробностях описано создание Волгоградского государственного художественного театра (ВГХТ) – вместо Нового экспериментального (НЭТа) с набором новой театральной драматической труппы.
ВМЕСТО НЭТа - ВГХТ
Если верить записке, «уже получено более 80 заявок от молодых артистов-выпускников высших театральных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Краснодара, Саратова, Самары, Красноярска, Новосибирска, Владивостока, Волгограда и других городов России», которые только и мечтают работать в нашем городе. Однако отобрано всего 12 кандидатов.
Такой же кастинг якобы проводится с профессиональными актёрами высшей категории других театров России, «изъявившими желание связать свою дальнейшую творческую и личную судьбу с Волгоградом и его главным театром... «На сегодняшний день из 27 поступивших предложений отобрано 5 кандидатов» - отмечено в служебной записке.
В новый актёрский состав войдут только те бывшие члены труппы, «кто показал свою творческую состоятельность, разделяет художественно-творческую программу художественного руководителя, кто изъявил желание продолжить под его руководством своё профессиональное совершенствование и дальнейшее развитие в новой труппе».
Автор сожалеет, что в состав творческого коллектива невозможно включить студентов-выпускников двух последних курсов ВГИИКа, возглавляемых «преподавателями»-артистами труппы, «в силу их полной профессиональной и человеческой неподготовленности к работе в театре, за исключением двух персоналий».
Существующую на сегодня систему взаимоотношений театра с ВГИИК составитель записки называет «извращённой» и предлагает привести её «в общепринятую норму, и, прежде всего, – немедленно обновить преподавательский состав на новых целевых курсах, набираемых в расчёте на пополнение труппы театра».
ЛУЖИ КРОВИ ЗА МОКРЫМИ СПИНАМИ…
Какой же репертуар предлагается для ВГХТ? Настолько, надо полагать, блистательный и безвариантный, что позволяет автору говорить о его уникальности, не имеющей аналогов в России. Прямо так и заявлено!
Судя по тексту записки, сразу после ремонта здания театра зрителям должны предложить 10-13 новых спектаклей. Первый - «Там, посреди опаловой равнины» по героической комедии Эдмона Ростана о фантастической истории любви Сирано де Бержерака и неподражаемой парижской «жеманницы» Мадлены де Робен.
Вторым спектаклем названа чеховская «Чайка» как «самая таинственная, сложная, практически не имевшая убедительного сценического прочтения пьеса». Оказывается, до сих пор ВСЕ постановщики спектаклей «старательно увиливали от человеческой жути их финалов»: «лежащего в соседней комнате застрелившегося сына – 27-летнего Кости, проносимого мимо трёх сестёр застреленного на дуэли барона, впавшего в предсмертное беспамятство хранителя Вишнёвого сада старика Фирса… И все спешат быстренько опустить занавес, начать чинно кланяться и восторженно аплодировать, преподносить и благосклонно принимать роскошные букеты цветов. И широко, счастливо улыбаться…Улыбаться, улыбаться, улыбаться…
А там, за кланяющимися мокрыми спинами, за тяжёлым театральным занавесом так и лежит в луже крови Треплев Константин Гаврилович …».
Неужто именно эту правду жизни автор записки хотел бы видеть на сцене? А лужу крови из чего будут делать – из томатного кетчупа для шашлыка?
Далее в списке обновленного театра – «Утиная охота» Александра Вампилова. И тут нас пытаются убедить, что даже крупнейшие деятели советского театра, с разных сторон подступаясь к этому произведению, «так и не смогли подобрать к нему ни традиционного ключа, ни авангардной отмычки». А вот в Волгограде наконец-то смогут! Несомненно!
К концу 2022 года ВГХТ должен окунуть зрителя «в мир весёлых фантазий, невообразимых приключений и таинственных романтических событий» с помощью «мировой (!) премьеры спектакля под невероятным названием «Дон Жуан на Дону!». Сюжета нам не раскрывают, но один эпизод имеется: «неистощимая на выдумки судьба приводит легендарного севильского сердцееда вместе с его неизменным спутником Сганарелем в… Казакию, находящуюся на Юге России, где в одном из селений проживает главная героиня – донская казачка, вдова Степанида. Ей-то и придётся вступить в нешуточную «схватку» за испанского кавалера не с кем-нибудь, а с самой …королевой Англии и французской виконтессой»...
Зрителю обещают изобилие неправдоподобно смешных ситуаций, ведущих «к неожиданной для мировой классики развязке». Ещё раз - для мировой классики! Ну, вы помните про авангардные отмычки.
В репертуаре ВГХТ – еще, как минимум, 6 новых спектаклей, в числе которых - «Пиранделло» по пьесе современного американского писателя Дона Нигро и «Мцыри» Михаила Лермонтова. Замахнутся тут и на Вильяма нашего Шекспира с его «Гамлетом».
НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ И «НЕЖНАЯ КОЖА КУЛИС»
А 13 мая 2022 года, если верить написанному, состоится премьера №13: «спектакль-фейерверк по весёлой и остроумной пьесе великого испанского комедиографа Лопе де Веги «Дурочка».
Автор снова сожалеет, что в нынешнем году театру якобы не дали создать спектакль по пьесе Островского «Лес». Эти попытки, как выясняется, были блокированы и «сорваны объединёнными усилиями яростных противников возрождения в Волгограде драматического искусства».
А посему в городе должны появиться не только новая труппа, но и «новый зритель» - ярый сторонник драматического искусства.
Он-то, этот зритель, и будет апологетом ВГХТ на первом волгоградском всероссийском театральном фестивале «Нежная кожа кулис» в 2022 году с участием Малого театра, Ленкома, Театра сатиры, театров Вахтангова, Моссовета, Маяковского…
От масштабов и величия предлагаемого действа просто дух захватывает! Тут не только нежная кожа мурашками покроется. Это ж похлеще, чем на Уильяма нашего Шекспира замахнуться! Стоит только представить, как вся театральная Москва бросает свои столичные хлопоты и с трепетным придыханием мчится к нам на мировые премьеры…
Грандиозность предлагаемого репертуарного замысла подразумевает включение в состав постановочных групп крупных современных художников-сценографов, художников по костюмам и свету, балетмейстеров и других театральных специалистов экстра-класса. Вот только из каких бюджетов будут платить этим феноменам и гениям далеко не скромные гонорары?
Не мудрствуя лукаво, автор предлагает выйти из ситуации легко и просто: за счёт «нового зрителя». В разделе «Особенности» он, не стесняясь, просит «предусмотреть финансирование участия театра в нескольких всероссийских и зарубежных театральных фестивалях, что будет:
– способствовать ажиотажному усилению зрительского интереса к I сезону у театральной публики Волгограда;
– мотивировать к обоснованному повышению цен на билеты, что позволит окупить средства, которые будут вложены в обеспечение художественно-творческого процесса по созданию Волгоградского государственного художественного театра».
Так-то вот, дорогой новый зритель! Можно сказать, очень дорогой! Копи уже сегодня деньжата на будущие шедевры ВГХТ!
Пока же прокат спектаклей временно прекращён, автор недоумевает: «Из каких средств театр будет оплачивать потребности, на которые расходовалась его доходная часть? В первую очередь, творческие надбавки к зарплате при сверхинтенсивной занятости артистов в репетициях 13 спектаклей? А также гонорары приглашённым специалистам?» Только для создания декораций и костюмов к 13 спектаклям понадобится до 39 миллионов рублей!..
ПРОГНИВШЕЕ, ТРУХЛЯВОЕ «ЦАРСТВО НЭТА»
А теперь о главном. В своём заключении творец столь искрометной концепции мирового театрального будущего Волгограда решил оставить потомкам «аналитическое предуведомление о последствиях уничтожения первородной культурной матрицы народов, населявших территорию СССР, на примере успешно осуществлённых в театральной сфере Волгограда в 1988 году: ликвидации драматического театра им. Горького, открытия в главном театральном здании города «Нового экспериментального театра» и дальнейшей 30-летней тотальной экспансии в театральное искусство западных образцов». Лихо закручено, не правда ли?
По данным автора служебной записки, за всю историю России произошло только два подобных исключительных случая: в Волгограде и в Магнитогорске, где вместо драматического театра имени Пушкина в 1990 году открыли Новый экспериментальный драматический театр. Совпадение этих событий он связывает «с агрессивным началом перестройки» и не сомневается в их соподчинённости.
«И если Магнитогорский театр просуществовал около восьми лет, то Волгоградский «НЭТ», при полном попустительстве властных структур того времени, взращивал и укреплял внедрённую модель «буржуазного театра», запуская в массовое производство свои «изделия», упакованные в яркие, по западным образцам, разноцветные фантики. Развитие театрального искусства в Волгограде было заблокировано аж на 30 лет», - таков вердикт всему, что происходило в эти годы в здании на Мира, 5. - Намерение новой управленческой команды Волгоградской области последнего призыва (цитируем без правки – ред.) снести с лица священной земли эту агрессивную сектанскую постройку, десятилетиями вербовавшую из нетребовательной обывательской массы поклонников взращенных здесь же весьма сомнительных «талантов», почитателей пошлых распиаренных «кумиров»-алкоголиков и молодящихся «уходящих натур», естественно встретило остервенелое сопротивление со стороны апологетов сего «бульварного театра», как внешних, так и внутренних.
Оставшиеся без своего идола беспомощные его подражатели вдруг в одночасье вообразили себя великими театральными боссами-профессионалами – директорами, худруками, главными и просто режиссёрами, ну и, само собой, все вместе – выдающимися актёрскими личностями.
Они безаппеляционно потребовали от власти немедленно предоставить им все права наследования и дальнейшего управления сим уникальным творением – НЭТом. А когда облечённая доверием народа власть им отказала в этой «маленькой просьбе» и предпочла собственное решение… Вот тут-то вся подлинная суть, всё прогнившее до основания трухлявое «Царство НЭТа» и получило в свои блудливые ручки долгожданный смысл дальнейшего бытия и, засучив рукавчики и подвернув манжетики, ринулась в «бой», всё ещё веря, что их время застыло навсегда и все их жуликоватые, подленькие и нечистоплотные сми-шные и сетевые приёмчики могут сегодня увлечь своими визгливыми эскападами кого-то, кроме таких же, как они сами, и произвести иное впечатление, кроме чуства брезгливости и гадливости.
Со всем этим надо поступать честно, ответственно и жёстко. Замалчивание, компромиссы, сокрытие правды и прочее – есть проявление слабости. Надо произнести отчётливо и недвусмысленно: «ЭТО закончило своё существование».
А дальше будет сделано всё, чтобы больше ОНО не повторилось. НИКОГДА».
Нужны ли тут какие-то комментарии?
Следует отметить, что именно этот раздел записки (и ещё про СМИ, требующий особого внимания) изложен нервно, с явными ошибками и запредельными эмоциями, о которых судить только вам, уважаемые читатели. Будто другой рукой написан, и можно только догадываться, чьей безграмотной рукой…
О БЕСЯЩИХСЯ «ЗОМБИ-НАСЛЕДНИКАХ»
Во всём этом «аналитическом предуведомлении» настораживает даже не обилие неадекватных выводов, а требования «жёстко поступать», «жёстко прекратить», «жёстко поставить преграду». И если первые разделы записки склоняли нас к предположению о том, что такая версия нового театра имеет место быть, то после «уничтожения первородной матрицы народов СССР» и «обывательской массы поклонников - почитателей пошлых распиаренных «кумиров-алкоголиков», стало сильно не по себе.
Кто же реально всё это писал? Здоров ли он? Это же о нас, нынешних жителях города, речь. О наших СМИ, которым намерены жестко навязывать некие «каноны журналистики». Или вообще закрыть. Это нам безапелляционно пытаются повесить на уши байки про мировые шедевры, от которых скоро будет содрогаться бывшая НЭТовская сцена. Это нас называют образцами безнравственности и моральной повреждённости, порождением глубокого и всестороннего духовного кризиса…
А всего-то надо было – по-человечески отнестись к прошлому театра и к «населявшим» его людям, с мудростью и отеческой заботой поблагодарить за годы плодотворной работы и пригласить в будущее. Без интриг и склок, открыто и с пониманием. Но вышло как вышло - хуже не придумаешь.
Так кто же сей мессия, возмечтавший освободить наш город от «агонизирующего в корчах отвратительного наследия «перестройки» и впечатляющих портретов её бесящихся зомби-наследников»? Тот ли, чья фамилия указана на титульной странице записки, которую мы намеренно не называем, ибо сильно сомневаемся в подлинности и реальном авторстве документа? Или стоящий за обозначенным автором «представитель новой управленческой команды последнего призыва», возомнивший себя не только вершителем судеб, но и главным театралом теперь уже, чего уж там, мирового уровня, видение культуры которого и есть едва ли не вселенский эталон?
Не в этом ли его беспробудном невежестве как раз и заключается «моральная повреждённость» всей волгоградской культуры, в которой за последнее пятилетие многое поставлено с ног на голову?
Чтобы прояснить непраздные вопросы относительно будущего НЭТа, адресуем их комитету по культуре администрации Волгоградской области. Хотелось бы знать, поступала ли туда упоминаемая нами служебная записка? И если поступала, то каково отношение к ней руководителя комитета? Действительно ли вопрос об открытии ВГХТ уже решен, а части актеров из старого состава труппы пора искать другую работу?
И не страшно ли нынешнему руководству комитета от описанных «мировых» перспектив, если таковые - не чей-то изощрённый розыгрыш?
На снимках: фрагменты служебной записки.
Комментарии
Василич