Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Ленинград

Что тебе снится теперь, старушка -"Аврора"?

big 1106719Разжалованным до музейного филиала крейсером озаботился новый министр обороны.

Сохранить исторический крейсер «Аврору» в статусе корабля № 1 Военно-морского флота – такую задачу поставил перед собой и подчиненными новый министр обороны РФ Сергей Шойгу. Об этом он говорил в конце минувшей недели в Петербурге, куда прибыл с первым официальным визитом.

На сам крейсер генерал Шойгу, правда, не поднимался. Его визит был насыщен: посещение Военно-медицинской академии, которая, как еще раз заверил министр, «со своего исторического места в центре города переводиться никуда не будет»; встреча с ветеранами армии и флота; инспекция в Кронштадт; встреча с губернатором Северной столицы Георгием Полтавченко.

Там, в Смольном, и зашла речь о многострадальном крейсере. В последние три года предшественник Шойгу в кресле «главного по обороне» господин Сердюков приложил немало усилий, чтобы уничтожить корабль, на сегодня едва ли не главную историческую реликвию российского флота. И дело не только в революционных заслугах «Авроры», чей холостой выстрел (за все годы и выстрелила-то единственный раз!) кардинально изменил судьбу страны. Этот корабль – единственный, дошедший до нынешних времен практически в первоначальном своем виде, таким, каким был спущен на воду 11 мая 1900 года. Сто двенадцать с половиной лет назад!

Поводом для выведения крейсера из состава ВМФ стала для Анатолия Сердюкова, напомним, скандальная ночная вечеринка, венчавшая Петербургский экономический форум 2009 года. Перепившие на ней гости мало того что били бутылки и посуду об орудия, блевали, извините, на палубу, так взялись еще и прыгать за борт, в Неву.

Многочисленные обращения флотской и гражданской общественности, депутатов питерского парламента напрямую к президенту РФ результата не дали. Полгода назад с крейсера была снята последняя флотская команда. Одиннадцать матросов срочной службы, худо-бедно, но все-таки профессионально поддерживавших порядок на палубе, в трюмах, машинном отделении, вернулись в казармы береговой в/ч. С «Авроры» спустили Андреевский морской флаг, корабль стал одним из филиалов Центрального военно-морского музея.

Свое черное дело Сердюков, к сожалению, довел до конца, вывел легендарный крейсер из состава ВМФ, - с горечью говорил тогда корреспонденту «СП» капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. – Мнение профессионалов власть проигнорировала.

После того, как в ноябре только что минувшего года министерство обороны вместо оскандалившегося Сердюкова возглавил генерал Шойгу, моряки, да вообще все военнослужащие России – действующие и вышедшие в запас отставники – воспрянули духом. Новый министр еще на службе в МЧС, которую сам же и создал, доказал свой профессионализм. Может, благодаря ему, улыбнется судьба и «Авроре»?

По неофициальной пока информации из городской администрации, Сергей Шойгу и Георгий Полтавченко «нашли полное взаимопонимание в вопросе по крейсеру «Аврора». Министр и губернатор договорились, что в самое ближайшее время будет «создана рабочая группа, которой предстоит досконально изучить техническое состояние корабля и выработать предложения по его ремонту и дальнейшему содержанию». Только после этого будет принято окончательное решение о возвращении или не возвращении кораблю статуса «№1» в ВМФ РФ.

По словам независимых экспертов, возможны три варианта участи сегодняшнего «музейного экспоната». Первый - возвращение на крейсер военного экипажа и придание ему статуса, которым он обладал до 2010 года, то есть наполовину боевого корабля - наполовину филиала Центрального военно-морского музея. Второй - придать ему статус судна вспомогательного флота ВМФ, эксплуатацию поручить квалифицированному гражданскому экипажу и выделить подразделение морской роты почетного караула для соблюдения военно-морских ритуалов. Третий самый дорогостоящий - постановка его в ремонтный док, установка двигателей, винтов и навигационного оборудования и возвращение в состав флота как учебного корабля для нахимовцев и курсантов морских вузов. Текущее состояние крейсера позволяет поставить его на ход в течение 2 - 3 лет силами «Объединенной судостроительной корпорации».

Ну, а пока, как говорится, суда дело, корреспондент «СП», прихватив фотоаппарат и подростка-сына, отправилась на Петровскую набережную города на Неве, где на вечной стоянке не один десяток лет стоит легенда России, символ Октября 1917-го, одна из главных достопримечательностей Северной столицы – «Аврора».

Отправились мы в этот своеобразный «турпоход выходного дня» в воскресенье, когда не было ещё и полудня. Я помню, очереди у трапа всегда были немаленькие, а долго стоять на январском морозе (градусник показывал «минус 13») с пронзительным ветром не хотелось. По прибытии на место, однако, оказалось, что очереди-то никакой и нет. Заметила это ещё на подходе к трапу. Там вдоль набережной - с десяток сувенирных палаток. Обычно около них не протолкнуться. А тут – ни одного покупателя!..

Поднимаемся по трапу. Сын несется по нему, несмотря на мою просьбу «аккуратней, скользко!», так не терпится ему коснуться старинных орудий, глянуть с высоты палубы на красоты родного Петербурга. Едва успеваю озвучить просьбу, как он... кубарем катится вниз. Поскользнулся-таки! Хорошо, ничего себе не сломал.

Чуть позже, на палубе, его «подвиг» повторяю и я. Ушиблась основательно. Проходившая мимо женщина с ребенком лет шести, сочувственно заметила: «Как же вы так, тут ведь, видно, давно не чищено»...

Разговорились с ней. Зовут Наталья Викторовна, приехала из белорусского города Гродно. У неё в Петербурге близкие родственники, бывает здесь регулярно. Но вот внука привела впервые.

Немножко разочарована, - признается женщина. – Когда в советское время водила сюда сына, тут было несколько иначе. Моряки встречали у трапа, помогали подняться и спуститься с палубы, пройти в музей. Орудия сияли натертым до блеска металлом. Чувствовалась, извините за пафос, морская твердыня. Теперь что-то не то, не так.

А среди моряков, дополняю я её, прежде можно было встретить и нахимовцев. Они проходили тут своеобразный курс молодого бойца, несли по праздникам вахту, принимали присягу и получали выпускные свидетельства.

- Какие нахимовцы, что им тут делать? – Фыркает на мой вопрос о юных воспитанниках Военно-морского училища им. Адмирала Нахимова, расположенного на той же Петровской набережной, в пяти минутах ходьбы от крейсера, мужчина в ватнике сотрудника МВД.

-Нет, я не полицейский, давно отслужил свое, подрабатываю тут в охране, - объясняет он. – Ребята из Нахимовского бывают на «Авроре» теперь очень редко. Осенью, помню, приводили на экскурсию первокурсников. И правильно, уничтожили учебный крейсер, чего сюда теперь ходить? Довели до того, что гражданские сотрудники сшили Андреевский флаг чуть ли не своими руками. Вон он болтается на корме, видите?

Признаюсь, заметила не сразу. На корму проход не членам команды, то есть, не сотрудникам, закрыт. То, что нынче здесь называют флагом, свисает помятой тряпицей с флагштока, не сразу и разглядишь на нём характерный голубой крест...
 
Источник:  svpressa.ru

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2024 г. Международный информационный портал "Город героев"