Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Новости

И птичка улетела...

В областном краеведческом музее открылась выставка «Известные фотографы XX века»
94-5-40Заходим в небольшой овальный зал и попадаем почти в фотоателье довоенного Сталинграда.

На переднем плане стоит в ожидании клиента большущий деревянный фотоаппарат 30-х годов прошлого века. Величают его «Фотокор». Для глаза современника старинная чудо-техника покажется просто таинственным ящиком или шарманкой. Мне же в детстве казался он почти разбойником, глаз которого вместо повязки прикрыт черной крышкой. Появляется фотограф-фокусник (и даже в прямом смысле), поколдует над позой фотографируемого: выберет удачную позу, выставит свет. Через пару минут прикажет «замереть» и скроется, как колдун, под чёрной тряпкой, прикрывающей фотоаппарат и мастера. Потом щёлкает кассета, в которой спрятана плоская плёнка. Фотограф вылезет из-под тряпки и станет сбоку камеры в позу победителя, наблюдая за портретируемым, протянет руку к крышке на объективе и вынесет окончательный приговор: «Не шевелиться, смотреть сюда, сейчас вылетит птичка!»
Птичка, упорхнув, зафиксировала нам даже не минуты и секунды, а их сотые доли... на десятилетия, а если повезёт - и на века. И чаще всего, глядя на старинную фотографию, мы забываем о тех, кто это мгновение остановил, - о фотографах. А в дореволюционные времена они считались почти художниками, мастерами и знатоками не только техники, но и композиционных построений картинки. А стеклянные, чуть позже плёночные пластинки (плёнки), с большим количеством кристаллов серебра, выдадут высококачественные изображения, удивляющие нас до сих пор.
Давайте же пройдёмся по залу и вспомним хотя бы некоторых кудесников относительно нового искусства.
Астраханский мост
Его и сегодня можно рассмотреть в пойме Царицы, где нынче гоняют на песке в футбол. Или проведите мысленную линию с улицы Советской на улицу Циолковского в Зацарицынской части города - и вы легко, на десятилетия, запомните то место, где был когда-то Астраханский мост через полноводную речку Царицу, в которую заходили баржи с грузом и загонялись плоты с северным лесом.
Этот городской пейзаж оставил нам известный всей России мастер Александр Петрович Шевяков-Красовский. В помощниках у него чаще других выступала Александра Валериановна, наверное, жена. Это фото выполнил он в начале 1880-х годов. А вот основные этнографические картинки, принесшие ему мировую известность, сделаны значительно ранее и оцененные медалью «За труды». (Надо же, подумалось невольно, и при царе давали награды за труд!)
Медаль вручалась Императорским русским географическим обществом.
Александр Шевяков-Красовский был заметной фигурой и как корреспондент «Московских ведомостей».
Материал об этом неординарном человеке недавно опубликован в сборнике «Царицынского генеалогического общества». Исследователь Нина Сухова поведала нам и, увы, о трагической гибели фотокорреспондента. Мартовским днем 1884 года возвращался он из столицы и остановился в доме дубовского купца 1-й гильдии Петра Казеева.
...Ночью, загорелась комната, где заночевал гость. Рабочие затушили пожар и обнаружили с пробитой головой Шевякова-Красовского. В соседних комнатах нашли со смертельными ранами ещё двух взрослых мужчин и двух мальчиков. Не исключено, что смерть была связана с тем, что Александр Петрович лоббировал, как сегодня сказали бы, интересы дубовских богатых людей в столице, где решался вопрос о выборе места под строительство железной дороги на Грязи. Победили толстосумы Царицына.

04-50405-04-5
Как оформлялись фотокарточки
Чаще всего на паспорту, с красиво выгравированным текстом фамилии мастера, названием фотоателье, города или улицы. Но были настольные и настенные рамочки, как простенькие, так и витиеватые, в зависимости от вкуса портретируемого и объёма его кошелька.

0-505----5
Узкоплёночные камеры
Они появятся незадолго до Второй мировой войны и станут экономичнее в использовании дорогостоящего материала – плёнок, фотобумаги, проявителей с закрепителями. Появятся затворы, отбивающие короткие выдержки, от чего увеличится оперативность в работе. Параллельно совершенствуются все узлы фотоаппарата, улучшается качество механики и стекол, идущих на изготовление объективов.
Корреспонденты эпохи развитого социализма работают уже в основном узкоплёночными камерами, используя иногда и широкоплёночные - это если для газет, с низкокачественной бумагой. А для хороших иллюстрированных изданий снимают на плоские плёнки приличных размеров – 6 на 9, 9 на 12 и даже 18 на 24 см. Авторитетные рекламные фирмы даже сегодня используют широкоплёночные камеры.

0---5-5--
Владимир Коновалов
Его нет с нами, но есть его книги о нашем крае. Человек этот первым в нашем городе освоил на высоком уровне цветную фотографию ручной работы. Это сегодня каждый может «шлёпать» на цвет, а в 70-е-80-е годы давалась цветная фотография лишь мастерам высокой пробы. И он был таковым.
Результаты его труда оценены многочисленными наградами престижных выставок, в том числе и мировых.

владиимир коновалов
Эдуард Белашов
Он всегда ходил с тяжелой коричневой кожаной фотосумкой через плечо. Любил носить военные сапоги, наверное, потому, что много лет проработал фотокорреспондентом Северо-Кавказского военного округа. Печатался в областных и центральных изданиях. Помнится мне его рассказ о том, как он «поймал» взорвавшийся снаряд перед идущим танком, на учениях, разумеется. Но всё равно надо было и рисковать, и схватить момент. На престижной выставке получил третье место.

 эдуард белашов
Фотографический альбом
Он был популярен и в старые времена, популярен он и сегодня. Только меняется эстетика его оформления, а суть остаётся та же: передать потомкам историю, наш облик, нашу жизнь.

0-4-40-4-

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"