Атомный подводный ракетонесущий крейсер «Курск», командиром которого был наш земляк - волгоградец Геннадий Лячин, почти шесть часов не считали терпящим бедствие.
При том, что другие суда 12 августа 2000 года зафиксировали звук, похожий на подводный взрыв. После этого подлодка перестала выходить на связь.
Капитан первого ранга Игорь Курдин, все эти 20 лет изучавший обстоятельства гибели «Курска», попытался восстановить хронологию трагедии.
10 августа 2000 года подлодка отправилась в район учений, где в полдень 11 августа успешно выполнила стрельбу практической ракетой «Гранит». Затем она ушла на глубину и направилась на торпедные стрельбы.
В 06:00 12 августа "Курск" занял район, куда в роли «противника» должен был прибыть отряд российских боевых кораблей во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
В 08:35 «Курск» нанес условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям.
В 08:51 командир подлодки капитан первого ранга Геннадий Лячин доложил командованию о готовности к торпедным стрельбам. Это было последнее донесение с подлодки.
В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» зафиксировали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке, а в 11:30 — другой звук, который мог быть подводным взрывом. Затем в корпус флагмана последовал мощный гидродинамический удар, но ему не придали значения.
Удар почувствовала подлодка «Карелия», которая была в восьмидесяти километрах от «Курска». Зафиксировали два толчка и на норвежской сейсмической станции ARCES в 470 километрах от места ЧП: взрыв мощностью 200 килограммов в тротиловом эквиваленте на глубине 40 метров и более мощный на глубине 100 метров — в 5 тонн тротила.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района нахождения подлодки и ждали ее всплытия для доклада. Когда "Курск" не появился, в небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи, в воду стали сбрасывать взрывпакеты — сигнал подводникам об экстренном всплытии. Однако даже к 17:00 подлодку всё ещё не считали аварийной, хотя этого однозначно требовали правила ВМФ.
По факту спасатели вышли в море лишь через восемь часов.
На «Курске» погибли 118 человек — весь экипаж и прикомандированный к ним представитель завода «Дагдизель». Согласно отчету Генпрокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды из-за утечки компонентов топлива. 23 человека выжили в герметичном девятом отсеке. По разным версиям, они могли оставаться в живых от нескольких часов до двух суток. На последней версии настаивают родственники экипажа.
Спасти подводников не удалось ни российским службам, ни присоединившимся к операции иностранным специалистам.
Источник: Lenta.ru. Фото: Мурман ТV