В предрождественские дни захотелось снова полистать картинки от «Медной леди», которые проживает в Волгоградской области.
Медные полотна художницы из глубинки Людмилы Беляковой хранятся в музее Ватикана и в частных коллекциях Владимира Путина, Сергея Степашина, Людмилы Зыкиной, Олега Газманова…
РУКА ВСЕВЫШНЕГО
Людмила Белякова единственная в мире владеет технологией сверкающей живописи на цветных металлах. И утверждает, что ее дарование расцвело именно на волгоградской земле. Медные моногравюры с ликами Божьей матери, лебëдушки, зимних домиков, переливаясь удивительными красками, порождают философские размышления о смысле бытия, месте человека во Вселенной. Эти ощущения на картинах зрители получают от игры красок. На некоторых работах, в зависимости от изменения угла света, можно разглядеть около тридцати цветовых оттенков. Вместе с ними изменяется пространство и образы на них. Реальный мир становится вдруг сказочным, иногда неузнаваемым, но отнюдь не пугающим, а скорее манящим в грëзы любви или в иные миры.
Прагматичные же учëные ищут в пластинках, обработанных металлическими резцами и иглами, тайны физических процессов. Химики, например, убеждены, что по законам науки при различной обработке медь может давать не более девяти цветов. А тут – аж, тридцать! А может рукой художника управляет Всевышний?
ВОЛШЕБНОЕ ПЁРЫШКО
– По натуре я наблюдатель и мечтательница, – рассказывает Людмила Анатольевна. – С детства любила бродить по улицам и находить в цветах и деревьях удивительные оттенки. А ещë меня всегда привлекал металл. Помню, была в гостях у своей родственницы и отыскала в сундуке железное пëрышко. Вынесла его на улицу – и пëрышко заиграло необыкновенными тонами. Мне подумалось: а разве нельзя подобное сотворить человеку? Маленькая Люда рисовала с детства, освоила мастерство совмещения красок при поиске нужной гаммы, но перенести эти почти музыкальные симфонии на бумагу не хватало знаний или, как она сегодня объясняет, интеллигентного толчка со стороны. Тогда живопись осталась лишь увлечением. Потом Людмила стала учительницей русского языка. Но тяга к рисованию только усилилась.
И МЕТАЛЛ ПОКОРИЛСЯ
Однажды на глаза попалась статья в журнале об инженере Владимире Яволе, владевшего техникой нанесения рисунка на металл. Это сообщение долго не давало покоя. Отыскала мастера и стала брать у него уроки. В ту пору ей было сорок пять лет. На учëбу ушло три года. Но медные пластинки, которые родственник приносил с завода, долго не поддавались еë руке. Наносила рисунки – и все неудачно. Однажды вечером, махнув рукой, отложила очередную пластину-жертву подальше, чтобы не расстраиваться. А утром безнадëжно глянула на неë. И случилось чудо. Под лучами восходящего солнца рисунок на медной плоскости играл и сверкал необыкновенными красками.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ
Девяностые годы в семье Людмилы были самыми и трудными и счастливыми. Из Таджикистана, где прошла вся жизнь, пришлось бежать, в чëм стояли. К счастью, уцелели под пулями. Поселились в маленьком селе Подкуйково Руднянского района. Денег хватило на полуразвалившуюся хатëнку без воды и газа. Вместе с мужем Владимиром и тремя детьми обживались в незнакомом краю.
Односельчане оказались людьми сердечными. Помогали рассадой, добрым словом и советом по содержанию подсобного хозяйства. Но в основном всë проходило под девизом «Приказано выжить». Не было работы и средств для обустройства на новом месте. От тоски по прошлой жизни хотелось плакать. Впереди – неизвестность. Единственной отдушиной у Людмилы Анатольевны после напряженных трудных дней на собственном подворье было творчество.
РИСКОВАЯ ПОЕЗДКА
- Медные пластины словно подпитывали меня энергией, – вспоминает она. – На последние деньги покупала материалы, химикаты для нанесения рисунка. И вечерами, переделав все дела по хозяйству, садилась в укромном уголке и начинала творить. Но материальные проблемы давали о себе знать всë сильнее. И тогда они всей семьëй отважились поехать в Волгоград, на Аллею Героев. Им рассказали, что там художники выставляют свои творения. Ехали, рисковали, не зная, окупится ли дорога.
Первый выход на волгоградский «Арбат» превзошел все ожидания. Их с мужем Владимиром тут же обступили прохожие. Необычные картины притягивали покупателей будто магнитом. Раскупили почти всë. А потом подошëл незнакомец и предложил организовать выставку. Бывшая учительница не поверила своим ушам. Но незнакомец позвонил на следующий день им в село. И вновь повторил предложение...
ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС
Первая выставка состоялась в 1996 году в Волжском. Успех был ошеломляющим.
– Волжане оказались удивительно сердечными и доброжелательными, – вспоминает Людмила Белякова, – После выставки у нас появилось много друзей. Предложения о проведении выставок следовали одно за другим. Картины шли нарасхват. Пригласили показать их в Звëдном городке. Казалось, будто всë происходило во сне. Космонавты, чьи имена были на слуху лет тридцать-сорок назад, и их молодые дублеры восхищались еë работами.
ЗЫКИНА НА ПРОВОДЕ
Однажды раздался звонок.
– Богатый певучий голос моей любимой певицы Людмилы Зыкиной невозможно перепутать, - вспоминает Людмила Белякова. – Людмила Георгиевна благодарила меня за работы и обещала приехать в Волгоградскую область с концертами, как только здоровье поправится. И сказала, что во время гастролей очень хочет побывать у меня в гостях.
Обе Людмилы мечтали босиком пройтись по росе, подышать чистым воздухом, подлечиться козьим молочком. Но приехать не удалось. Доктора уже запретили Зыкиной дальние поездки. Задумка так и не исполнилась.
Но они перезванивались до последних дней жизни певицы...
Сегодня о Людмиле Белковой говорят как о русской художнице, ссоздавшей новый метод и собственную технику сверкающей живописи на металле иглой и ножом. Впервые, без использования красок, она достигла более восьмидесяти оттенков цвета и непостижимый эффект свечения картины изнутри, объём и голографическое, постоянно меняющееся состояние изображения.
Комментарии
Ксения