Опыт регионов
C 1 января 2013 года проект «Новая скорая помощь» был запущен в Кирове. И в отличие от Волгограда, эксперимент оказался успешным.
Сегодня перевозчикам, поставляющим услуги службе «скорой помощи», приходится выдерживать нешуточную конкуренцию. Медики и представители власти Кировской области утверждают, что от этого качество услуг только повышается. Дмитрий Матвеев, первый заместитель председателя правительства Кировской области, об опыте частно-государственного партнерства
– Станция скорой помощи в Кирове уже передала транспортные услуги на аутсорсинг по проекту «Новая скорая помощь». Но вы являетесь и членом регионального совета другого проекта – «Новая скорая и неотложная помощь». Почему?
– У нас действительно работают два перевозчика – это юридические лица, отобранные в результате конкурса. В региональный совет некоммерческой организации (не знаю, является ли она оператором или просто пропагандирует идею аутсорсинга) меня пригласили, чтобы рассказать об опыте, проблемах и подводных камнях. Я с удовольствием согласился это сделать. Это добровольное участие в обмене опытом, не означающее, что в Кировскую область экстренно придет еще один перевозчик.
В свое время мы оговаривали детали проекта и делали расчеты с Агентством стратегических инициатив. Если это делает кто‑то другой – пожалуйста. Но расчетами мы занимались не один год. Сначала расходы, которые мы закладывали на автотранспорт и зарплату водителей, были достаточно низкими и аутсорсеров не устраивали. Они росли, и в определенный момент компании сказали, что это их устраивает. Мы согласились.
– Насколько успешной оказалась экономика проекта?
– Наш принцип перехода на аутсорсинг (это касается не только скорой помощи): должно быть обеспечено лучшее качество при тех же расходах или то же качество при снижении расходов. Мы посчитали только текущее финансирование (то, что отдали частнику: зарплаты водителей, ремонт машин, ГСМ, техобслуживание) и эту сумму выставили на аукцион. То есть стоимость текущих услуг равна нашим затратам; при этом еще не учитывались затраты, которые бюджет понес бы на обновление автопарка. Получается определенная бюджетная экономия.
Мы заключили контракты с двумя перевозчиками. Сделали это принципиально, чтобы были конкуренция и страховка от возможного недобросовестного исполнения услуг одним из перевозчиков. То, что проект работает, – факт. Ездят новенькие машины, сократилось время доезда до пациента. Есть определенные проблемы, которые решаются в рабочем порядке. Я считаю, что с нашей экономикой, с тем, что заложено в наших контрактах, проект достаточно успешен.
По факту наши расходы даже меньше оговоренных контрактом – из‑за штрафных санкций. Но они не с шестью нолями. В жизни всякое бывает, и машины ломаются (не в таких масштабах, чтобы парализовать работу скорой), но все штрафные санкции, заложенные в контрактах, мы полностью применяем. Скорая покупает услугу по часам. В случае если машина час не работает, этот час не оплачивается, и в том же размере выставляются штрафные санкции.
– Что произойдет, если одна из компаний не сможет исполнять договор или откажется от его исполнения?
– Досрочное расторжение договоров также предусмотрено. А неоказание медицинской помощи означает уголовную ответственность; исполнители это прекрасно понимают. Но я советую и другим регионам предусмотреть некие обстоятельства форс‑мажора и заранее продумать, что можно сделать в таком случае. Вплоть до изъятия машин в оперативное управление, если с исполнителем услуг происходит что‑то форс‑мажорное.
– Аутсорсинг внедрен только в Кирове. Будете вводить его и в других городах?
– Мы смотрим в эту сторону, но начинать будем, конечно, с крупных муниципалитетов. И точно не в следующем году – возможно, с 2015‑го.
– Сталкивались ли вы с проблемами недостатка медоборудования в машинах?
– Мы по контракту заказывали машины с водителями, оборудованные встроенными носилками с приемным устройством, мебелью, инфузионным блоком, бортовой арматурой. Медицинское оборудование в машинах мы не заказывали, только подвижной состав. Медоборудование принадлежит станции скорой помощи, является переносным и берется бригадой с собой. То, что было прописано в контрактах, нам предоставляется.
– Как вы используете машины, ранее работавшие на городской станции?
– Мы отдали их в районы. В первые три или четыре месяца мы отдавали не все – смотрели, как будут оказываться услуги. Стояли страховочные машины. Но сейчас видим, что все нормально. Кроме того, исполнители услуг привезли достаточный автопарк подменных машин. Обслуживанием машин мы не занимаемся, вообще не прикасаемся к ним. У нас нет своего штата ремонтников. Где машины обслуживаются, заправляются, ремонтируются – уже не наши проблемы.
– Спокойным ли был переход водителей в штат компаний‑перевозчиков?
– Конечно, нет. Одно дело – работать в бюджетной организации, где многое позволяется, на многое закрываются глаза, другое – в частной организации: там требования выше и учет на совершенно другом уровне. Это касается того же бензина, запчастей и т. п.
– Вас не смущает, что архангелогородцы, побывав у вас, сориентировались на другой проект, другого перевозчика?
– Перевозчика они будут выбирать на аукционе. Нас в детали предварительного соглашения не посвящали. Мы рассказывали о своем опыте.
Вообще, я не рассматриваю такое предоставление услуг как некий проект. Это всего лишь аутсорсинг, который применяется во всех странах мира, как и аутсорсинг питания, стирки, других больничных услуг. Лечебное учреждение должно заниматься оказанием медицинской помощи, все остальное должна делать специализированная организация. Это нормальный путь всех стран мира.
vademec.ru