Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Ирина Кочкина: «Сотни бомбардировщиков, словно зловещие тучи, перекрыли небо Сталинграда»

События августовской бомбардировки 1942 года глазами фронтовой медсестры

9dc7010 80
Бомбардировка Сталинграда 23 августа 1942 года вошла в историю как одна из крупнейших бомбардировок мирных городов.

События того страшного дня до сих пор отчётливо стоят перед глазами фронтовой медсестры, жительницы Центрального района Волгограда Ирины Ефимовны Кочкиной. Как вчера всё было...
Пройдя через пекло Сталинграда, Ирина Ефимовна, как и в годы своей военной юности, мила, улыбчива, излучает бесконечную доброту и оптимизм. Память её хранит в деталях трагедию и боль войны.
- В 1941 году я училась на историческом факультете Сталинградского педагогического института, первый курс, - возвращается в молодость моя собеседница, - 22 июня готовились к первому экзамену...по военному делу. Именно в этот день прозвучала страшная весть: война! Будто обухом по голове ударили!
В страшный день 22 июня студенты пединститута собрались в аудитории. Все рвались на фронт, бороться с врагом.
Красавицу Ирину – студентку с длинными волосами и глазами василькового цвета однокурсники называли Синеглазкой.
В первые же дни войны она вместе с друзьями направилась в военкомат. Но ей отказали. Окинув хрупкое создание беглым взглядом, военком категорично заявил: «Вам учиться надо, а пока и парней хватает!».
По дороге из военкомата она плакала. Но сдаваться не собиралась. «Я всё равно буду защищать Родину!», - крутилось у неё в голове. - Не зря же в институте нас учили стрелять, оказывать помощь раненым, не зря же сдавали нормы ГТО...
И война пришла на нашу землю, пока не напрямую – к концу июня 1941 года в Сталинград стали прибывать эшелоны с ранеными. Вот тут и пригодились навыки санитарки, обретённые во время медподготовки. Выгружали из вагонов раненых и на носилках, на телегах, и машинами перевозили их в школы, детские сады, клубы и другие подходящих помещения, преобразованные таким образом в госпитали.
Вскоре Ирина стала операционной медсестрой, и до сих пор помнит своего первого пациента - с тяжелораненого солдата. Готовила его к операции, принялась медленно раскручивать окровавленные бинты. Дошла до гнойной раны – и увидела массы шевелящихся белых червячков... Глаза накрыло туманом, потеряла сознание. В это время проходивший мимо хирург Григорий Топровер (имя этого преподавателя волгоградского мединститута хорошо помнят медики старшего поколения, в учебниках по хирургии описан «метод Топровера», который он применял при операциях в военное время), подхватил хрупкую девчушку под руки, и кто-то поднёс к носу нашатырный спирт. А когда «очнулась», всеми любимый и добрый доктор Топровер мягким уверенным голосом произнёс: «Не пугайся, и готовь себя к более страшным картинкам. Ты же сильная!»
Впереди действительно и медперсонал, и жителей, защитников и беженцев ждали новые испытания, горе. А медсестру Ирину уже в госпитале по-прежнему называли Синеглазкой. Раненым она казалась волшебницей, делавшей всё, чтобы облегчить страдания и боль.
... 23 августа 1942 года был обычным тёплым августовским днём. Но после обеда, словно дождевыми тучами, синее небо перекрыли сотни фашистских бомбардировщиков. К вечеру от мирного красивого города остались силуэты разрушенных домов, тысячи погибших, раненых, слёзы и боль.
- Я в тот день находилась у операционного стола в стенах моего института, превращённого в госпиталь – это два здания, в одном сейчас «Казачий театр», а второе, на противоположной стороне улицы Рабоче-Крестьянской, и сейчас принадлежит педуниверситету, - рассказывает Ирина Ефимовна Кочкина. – Бомбы разрушили оба здания, под обломками гибли и больные, и медперсонал. И, несмотря на ад, придя в себя, дружно приступили к спасению раненных: на подручных средствах, носилках и на себе стали перетаскивать их ближе к Волге, примерно к тому месту, где нынче установлен «Гаситель». Оттуда на лодках, плотах перевозили больных на противоположный берег, в район Красной слободы, на Сарпинский остров. Тут же, под бомбёжками, загружались теплоходы. К сожалению, многие из них были потоплены вражескими бомбами. Трагично закончилась судьба теплохода с именем вождя – «Иосиф Сталин». На его борту было примерно полторы тысячи народа. Спаслись единицы...
На снимках: Ирина Ефимовна Кочкина в августе 1942 года и в августе 2014 года. Уникальный снимок из домашнего архива семьи Кочкиных: Вокзал нашего города после Сталинградской битвы.

 

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"