Читатель, ты давно был в театре? Да-да, я знаю, что ты сейчас представляешь: мраморные колоны, подпирающие высокий потолок, украшенный изысканными рисунками; массивные красные шторы, придающие холлу театра загадочности; широкие лестницы, покрытые ковровыми дорожками...
Еще почти во всех театрах есть величественная люстра, сияющая сотней лампочек и освещающая самые потайные уголки сцены. Да, в этом «храме прекрасного» обязательно есть большая или маленькая сцена: с красивым занавесом, но изрядно протертым полом и скрипящими половицами.
И, конечно, есть труппа актеров, которые тратят на театр лучшие годы своей жизни, талант и здоровье, получая компенсацию в виде небольшой зарплаты и бури оваций в конце выступлений. Особенно если посчастливилось быть вызванными на «бис».
Ах, да, буфет — неизменный атрибут любого столичного или провинциального театра. В нем улыбчивая продавщица легко и быстро обслуживает толпы клиентов во время антрактов многие годы напролет.
И живет наш гипотетический успешный театр, процветает, не уступая место ни «видикам», ни кинотеатрам, ни даже Интернету. Как и пять веков назад, театр увлекает людей свежестью эмоций, оригинальной обстановкой, новыми впечатлениями и удивительными знакомствами...
Погодите-погодите, а если в театре нет колонн, люстры, красивого занавеса, буфета и большой труппы? А что если...
Маленькое зданьице в крошечном провинциальном городке Калач-на-Дону. Вывеска - «Театральный центр досуга "Волшебный фонарь"». Ступеньки. Холл. Два зала. Один — привычный, на двадцать-тридцать мест. Но нам туда не надо. Нам - в другой! Тускло освещенная комнатка с многообещающей табличкой «Комната грёз» встречает нас, своих гостей, ни с чем не сравнимым запахом старины, в котором смешались волны, что излучает старое дерево, свечи, картон, пыль, театральный грим, духи, хвоя и конфеты...
Восемь бордовых стульев, обтянутых тканью «под кресла», ждут своих смелых посетителей. И пока мы привыкаем к обстановке и рассаживаемся, успеваем рассмотреть еще кое-что. Например, немыслимое количество безделушек, расположившихся на тумбочках, комодах, столах. Артисты «Волшебного фонаря» привезли их из многочисленных гастролей, или же их подарили театру преданные зрители. На стенах - рисунки по мотивам «Алых парусов» Грина и «Капитана Сорви-голова» Луи Буссенара, фотографии писателей и поэтов. А вот и огромный портрет основателя этого удивительного пространства - Александра Георгиевича Рукосуева, изображенного в оригинальном костюме и с добродушной улыбкой.
А вот и Александр Георгиевич собственной персоной появляется из-за бархатной ширмы. Внешне он напоминает волшебника из «Гарри Поттера». Я жду, что он скажет мне хрестоматийное: «Ты — волшебница», и мы укатим в Хогвартс. Но, как и положено в кукольном театре, этот миловидный старичок с седыми торчащими бакенбардами предлагает зрителям сесть поудобнее, выключить телефоны, а заодно и суетные мысли. И... мы оказываемся в совершенно другом месте - в городе, который жаждет мести!
Из доброго дедушки-сказочника Александр Георгиевич превращается в талантливого и гибкого актера. Его голос пробирает до мурашек! Он читает новеллу Рэя Бредбери «Город», вкладывая эмоции в каждое слово. Каждое произнесенное им предложение звучит и отдается в моей голове. Пока он читает, в нашем импровизированном малом зале полутемно. Неверные отблески света падают лишь на высокую тумбу, увешанную всевозможными мелкими вещицами, и сверху неё — череп... Может, он тут и Шекспира рассказывает?!
Когда свет включается, Александр Георгиевич, мастер на все руки, как ни в чем не бывало, начинает просто и весело общаться с залом. Теперь он учит нас показывать фокусы с узлами, смеется, шутит. Фокусы удаются у него легко, и я мельком думаю, что он действительно «всамделишный» волшебник.
Но вот наша комната-зал опять погружается в темноту. Мягкая подсветка и индийская музыка предлагают нам очутиться в иллюзионном шоу, где престидижитатор — шестиклассница Настя. Она выступает в открытом индийском костюме, тем самым показывая нам, зрителям, что ей скрыть в складках одежды что-то просто невозможно.
Каждый фокус Насти заканчивался нашими искренними аплодисментами, и по счастливой улыбке девочки видно, что она рада гостям, несмотря на то, что ей приходится «работать» перед нами в воскресный день.
Следя за уверенными и отточенными движениями Насти, наблюдая, как в ее руках без видимых причин пропадает четвертый шарик, но появляется пятый, ловлю себя на мысли, что, наверное, скучно проживаю свою жизнь, и с этим срочно надо что-то делать...
Еще в тот момент я поняла, что театр — это не всегда величие и грандиозность. Нет, это может быть и маленькое помещение с кучей безделушек, уютными стульями, «одетыми» как кресла, тусклым освещением, но теплыми любящими меня людьми.
И мое знание того, что это волшебное пространство, наполненное щемящей добротой, создает крошечная группа талантов, заставляет призадуматься и внимательно вглядеться в себя.
Ведь не каждый из нас отважился бы на такую ношу...
Волгоградская школа журналистики "Первая полоса".