История уникального храма в селе Орехово Даниловского района Волгоградской области тесно связана с Отечественной войной 1812 года. Освящение церкви состоялось в 1813 году. В лихие 30-е годы двадцатого столетия она подверглась разграблению.
Возрождение храма в 1990-е годы связано с именем местного подвижника, участника Великой Отечественной войны Ильи Ивановича Гащенко (увы, уже ушедшего в мир иной), оставившего будущим реставраторам личные воспоминания и архивные документы.
– С этой церковью связано прошлое практически каждого жителя нашего села, – рассказал в своих записках Илья Иванович Гащенко. – Мне было пять лет, когда с церкви снимали колокола. Главный колокол весил 186 пудов, второй - 112 пудов, а подголоски всё меньше и меньше.
Говорят, один из колоколов до сих пор спрятан у кого-то в доме. Может быть, старики закопали его в землю, да и забыли рассказать молодёжи о потаённом месте.
Этот эпизод на всю жизнь врезался в память Илье Гащенко. Повзрослев, он дал себе слово, что придёт время, и он найдет тот колокол, и восстановит сельскую святыню. Обещание свое подвижник выполнил частично.
– Изучая архивные документы, я выяснил, что церковь начали строить в 1807 году, – написал Илья Гащенко. – И к моменту вторжения французской армии на территорию России, на храме уже сверкали купола, заканчивались росписи стен и иконостаса. Предположительно, церковь строили ученики архитектора Растрелли.
...В боях под Тарутином отличился ореховский владелец поместий граф Орлов-Денисов. Проведя разведку боем на корпус Пилата, отбил двадцать фургонов церковной утвари награбленной войсками Наполеона. Говорят, что великий полководец Кутузов приказал пару фургонов с самыми ценными украшениями и иконами отправить в Орехово, для использования в возводимом храме.
Скорее всего, это не очередная красивая легенда. Ещё недавно старики рассказывали, что в алтаре до последних дней жизни храма хранился генеральский мундир Орлова-Денисова.
Почему же столь щедрым оказался Михаил Илларионович? Некоторые любители легенд утверждают, что любвеобильный Кутузов был неравнодушен к здешней графине Марине Орловой-Денисовой. И якобы в честь неё слобода даже носила имя Мариновка, позже – Орехово.
Позднее при церкви открылось две церковно-приходские школы – женская и мужская. А с 1872 года настоятелем был священник Андрей Ломоносов. Поговаривали, что это прямой потомок того самого Михаила Ломоносова.
В 1930-е годы Николо-Сретенская церковь то закрывалась, то открывалась. В очередной раз её открыли в 1935 году.
– В том 1935 году по заданию ОГПУ в Орехово приехал священник Корнев, – вспоминал Илья Гащенко. – В то время в соседней станице Островской казаки частенько выказывали недовольство советской властью. Чекисты истолковали это как антисоветский заговор. И власть поручила репрессированному служителю культа выявить врагов народа. Церковь открыли, народ потянулся. Батюшка стал исповедовать прихожан, вести доверительные беседы. Каждому задавал вопрос: мол, не обидно ли тебе, что землю у тебя отняли? И предлагал идти сражаться против большевиков. Конечно, обид у крестьян накопилось много. Святой отец записывал «революционеров», кого в пулемётчики, кого в ополчение. Мой отец оказался мудрым человеком и ответил, что не понимает всего происходящего и не знает, на чьей стороне нужно сражаться.
Заговор в станице Островской раскрыли. Тех, кто жаловался попу на советскую власть и собирался идти против большевиков, расстреляли, а Ивана Гащенко отправили в тюрьму... за «непонимание». Спустя десятилетия, уже в годы перестройки, его сыну, Илье Гащенко, удалось восстановить имена расстрелянных.
Возрождение Николо-Сретенского храма началось в 1991 году. Вернувшись в родные края, полковник в отставке Илья Гащенко в одиночку взялся за восстановление церкви: собирал документы из жизни округи, изучал родословные не только знатных особ, которых было здесь немало, в поисках средств стучался в двери богатых людей. Поначалу открыли приход в молитвенном доме. Затем начали восстанавливать храм, с привлечением опытных реставраторов из других городов. На заброшенном храме засверкали купола. Казалось, ещё чуть-чуть – и храм в главные православные праздники засверкает в первозданной красе. Но возрождение святыни тогда остановилось после того, как не стало Ильи Гащенко.
Оказывается, и один в поле воин!
Фото середины 90-х годов. Орехово, церковь, 2002 г. Илья Иванович Гащенко у своей церкви. Из семейного архива.
Комментарии
Местечковое быдло
Бывалый
Местечковое быдло
Бакен его знает, коллега Бывалый, кто там вернулся, кто ему рост измерял. Предания старины глубокой. Мхом уже всё поросло. Ни одного живого свидетеля того времени не осталось. Подтвердить или опровергнуть некому.
А насчёт так называемого ограбления храмов в 20-х годах ( в тридцатых в них уже ничего не было...)... Чрезвычайно легко судить о том, что было тогда, живя здесь и сейчас. Попробуем посмотреть на тогдашние события иначе, с позиций тех, кто тогда стал властью в стране. Страна в разрухе после гражданской войны и первой мировой войны. Гигантские территории с мощной промышленностью и сельским хозяйством отошли или захвачены Польшей, Румынией, Финляндией, Турцией. Колоссальные контрибуции Германии. В стране голод. Даже нет, не так. В стране ГОЛОД. Денег нет. Вообще. Никаких, кроме бумажных керенок. От которых проку никакого. Которыми даже не подтереться. Золотой запас спи... спёрли и вывезли в Прагу чехословацкие братушки. Подчистую. Вопрос: где брать деньги на ликвидацию голода, эпидемий холеры, сыпного тифа, трахомы, кори? На индустриализацию страны? На оборону? Взор власти падает на серебро и золото церкви. Кто поступил бы иначе в той конкретной ситуации, может бросить в меня тапком или ссаной тряпкой. Изымалось всё по описи, никто ничего по своим карманам не прятал, ибо полагался расстрел. Зато в итоге и эпидемии ликвидировали, и народ накормили, и страну подняли, и промышленность и армию такие создали, что в 41 годе Гитлера с его сотоварищами более чем достойно встретили. До сих пор их потомки помнят.
домовой
Местечковое быдло
"Историю пишут победители" (С). Поэтому и исчезло всё до Петра. Впрочем, ноне не лепе. На серьёзных щах и голубом глазу впаривается, что страна ничо акромя галош не проиводила. Мавзолей фанерой заколачивается. И - ничо, пипл это хавает. Даже причмокивает.
Карабас
Местечковое быдло
Повторюсь, как говаривал лучший друг России сэр Уинстон Черчилль, "Историю пишут победители".
Бывалый
Местечковое быдло
Ну, а что БЗ себе в актив может записать? Даже на новом сайте? Тотальную вырубку деревьев по всему городу с заменой их на чахлые перекати-поле и саксаулы? Превращение города в железобетонно-плиточный плац? Ликвидацию ВолгоГРЭС, энергии которой сейчас с лихвой бы хватило перекрыть все нынешние блэкауты на юге? Приход концессий в город? Зарплата тридцатник в месяц почти у всех? ЧТО?
Бывалый
Бумеранг
Местечковое быдло
Ждун
Местечковое быдло
Не мыши. Крысы. Наглые пасюки. Крысятничают где могут.
Ждун
Местечковое быдло
Вопрос
дотошный дед