5 сентября – день памяти народного художника СССР Александра Кибальникова.
Известные всей стране памятники – монумент Чернышевскому в Саратове, мемориал «Брестская крепость» в Бресте, памятник Маяковскому на Триумфальной площади в Москве – создал наш земляк, скульптор-монументалист Александр Кибальников.
НАРОДНЫЙ БУНТ
Народный художник СССР Александр Кибальников родился в селе Орехово Даниловского района Волгоградской области в бедной крестьянской семье. С детства любил рисовать и лепить фигурки из глины с берега реки Медведицы.
Однажды в село приехали два паренька из Саратова, студенты художественного училища. Саша Кибальников часами смотрел, как они создают этюды и рисунки.
Подружившись с мастерами кисти, сельский мальчишка тоже решил учиться на художника. Родители-крестьяне стремление сына восприняли в штыки. Хотели, чтобы наследник занимался более серьёзным делом: сеял хлеб, работал в домашнем подворье.
Семейный конфликт закончился тем, что 15-летний подросток ушёл из дома и отправился в Саратов. Поступить в художественное училище с первого раза не получилось. Александр устроился разнорабочим на завод и в свободное время продолжал лепить и рисовать.
Мечта исполнилась через пару лет: в 1929 году он наконец выдержало экзамен в Саратовское ремесленно-промышленное училище.
СТУПЕНИ РОСТА
Первым шагом к всесоюзной славе стал скульптурный портрет Ленина. Бюст вождя мирового пролетариата студент Кибальников выставил в 1931 году в качестве дипломной работы.
Образ Владимира Ильича вдохновил начинающего художника на новые творения. В 1935 году Кибальникова призвали в армию. И в клубе лётной школы солдат вылепил новый бюст Ленина. На сей раз в натуральную величину. Работу высоко оценило армейское начальство. Солдата премировали и наградили отпуском на родину.
После армии Александр Кибальников отправился в Курск. Устроился художником-декоратором в местный театр и продолжил заниматься скульптурой. За два года работы в Курсе вылепил десятки скульптур актёров драмтеатра. И ещё сотворил фигуру Ленина, только на сей раз двухметровой высоты. Именно эта работа имела ошеломляющий успех. О ней писали все газеты Советского Союза. Памятник стал одной из достпримечательностей Курска.
ПОТЯНУЛО В РЕВОЛЮЦИЮ
Начало войны резко изменило творческие планы художника. Кибальников работает в «Окнах ТАСС», создаёт скульптуры, посвящённые воинам Красной Армии и партизанам: «Рабочий с автоматом», «Народный мститель», «Советский воин», «Непокорённый»...
Звёздным часом нашего земляка стал памятник Маяковскому, открывшийся в Москве в 1968 году. Бронзовый Маяковский, казалось, удачно вписался в ландшафт социалистической Москвы. А автора монумента удостоили высшей награды СССР – Ленинской премии.
И вот тут-то памятник певцу революции Владимиру Маяковскому преподнёс советским властям сюрприз. В эпоху хрущёвской оттепели к этому памятнику – воплощению эпохи социализма – потянулись вольнолюбивые шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. К монументу часто приходила и возлюбленная Маяковского Лиля Брик. Она преклонялась перед этим творением и говорила, что в этой скульптуре передан весь гений поэта.
Вскоре территория памятника стала аналогом лондонского Гайд-парка. Сюда как магнитом тянуло столичных студентом, здесь высказывались все вольнодумы советских времён.
ХРУЩËВ РАЗГНЕВАЛСЯ
Окончательно работа впала в немилосnь после фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», в котором шестидесятники читают стихи на фоне памятника Маяковскому. Эпизод не на шутку разгневал Никиту Хрущёва. Фильм запретили. Увидеть его наши соотечественники смогли только в эпоху перестройки.
На самого Кибальникова клеймо диссидента, к счастью, не повесили. В 1963 году ему присвоили звание Народного художника СССР. Ради этого ему пришлось вступить в ряды КПСС.
Маститый художник никогда не забывал малую родину и каждый год приезжал в Даниловский район. А подарком всем волгоградцам стала его скульптура «Защитникам Царицына» на проспекте Металлургов в Краснооктябрьском районе. Памятник посвящён героям Гражданской войны, в их рядах были и предки Кибальникова.
Фото автора и из фондов областного краеведческого музея.
Комментарии
Переходов
Книгуру