Развивает традиции великих мастеров преподаватель Муза Сафонова
Несколько лет назад, известный в наших краях преподаватель ВолГУ Иван Тинин научил меня различать настоящую, выписанную по канонам икону, от подделок или работ, выполненных в наивной манере.
Навсегда запомнил его экспертную оценку, как мне казалось, очень древней иконы, хранящейся у меня дома. Он разочаровал выводами о том, что возраст иконы слишком завышен.
И совсем разочаровал оценкой письма богомаза, так называли в старину художников-иконописцев, заметив: «Посмотри, человек владел кистью в совершенстве, но выписал он не святой лик, а лицо девушки с бульвара. Лик – это обобщение, нечто возвышенное, а здесь красивость. И обрати внимание на ее фигуру: она вот-вот закружится в танце. Так не изображают Божью Матерь».
С тех пор эти критерии оценок так и повисли в моем подсознании. Оказавшись пару месяцев назад в часовне школы искусств «Воскресение», я был удивлен именно настоящими ликами святых, именно образами. Мне даже показалось, что атеист и отчаянный циник равнодушным отсюда не уйдут.
- Иконы, выполненные вами на ткани, очень тонкая, изящная работа, - размышляю и одновременно задаю вопрос создателю Музе Сафоновой, - они образны и схожи с живописными изображениями, как же это достигается?
- Это так называемое лицевое шитьё, - говорит мастер, - возникло в глубокой древности в Византии, а затем удачно прижилось в России. Почему удачно? Да потому, что еще в Древней Руси женщины с детства были знакомы с шитьем, ткачеством и вышиванием. Все были рукодельницами. Но с годами лицевое шитьё стало забываться, традиции оборвались. И лишь в конце 70-х годов прошлого века моя знакомая матушка Нина Волгина из Москвы, обратила внимание на этот метод создания образов, да стала его изучать, а затем использовать в работе. Я была с нею и её мужем, священником и иконописцем, знакома. От неё и научилась премудростям старых мастеров.
Матушка Нина научила меня древнему лицевому шитью и основам иконописи. Без знания канонических требований создать образ кистью или иголкой невозможно.
- И все же, как технологически это выглядит? - настаиваю я на раскрытии секрета.
- За основу берётся прорезь, - рассказывает Муза Сафонова, - это точное, детализированное изображение, которое переносится на кальку, затем прикрепляется к ткани, на которой и будет создан образ. Лик святого или Богоматери вышивается так называемым стежком в раскол, отчего изображение схоже с написанным краской. В одежде и украшениях можно использовать и другие методы вышивки. Нынче многие, даже высококвалифицированные мастерицы, используют примерный рисунок, лики вышивают крестиком. Этого делать не следует, - советуют ведущие искусствоведы.
К ткани также надо подходить осторожно. Плотная – портит нить, ворсит ее. Лучше взять саржу, в ней нить более удачно переплетётся с основой материи. Большой образ должен хорошо смотреться издалека и более объемно, для чего используется толстая нитка. А для маленькой по размерам работы берутся тонкие шелковые нитки.
Богатый опыт и знания, православный образ жизни Муза Викторовна передает своим ученикам. Начинают они с лубкового творчества или закладок - для тренировки движений пальцев и кисти руки. А как только начинают владеть основами и умеют точно переносить рисунок, переходят к иконе, которая никогда не должна быть выполнена плохо – так считает мастер.
К работе над иконой допускаются те, кто обрёл не только технические знания, но и стал интересоваться духовной жизнью, смыслом бытия, что такое душа и что после смерти...
А для этого надо многому учиться, читать нужные книги, уметь слушать мудрецов.
Муза Викторовна Сафонова и сама постоянно учится, в том числе и от родного брата о отца Николая (Агафонова). В наших краях и в России знают его как блестящего проповедника и автора многих книг. Он член Союза писателей, издал ряд глубоких по содержанию исторических романов. Брат ввел её в круг знакомых отца Алексадра Меня, о котором и сегодня может с любовью говорить часами.
Наша героиня вместе с мужем-священником в христианской добродетели воспитала шестерых детей. Младший - заканчивает школу, Старший - священник, а одна из дочерей, в эти дни стала чемпионкой по борьбе на поясах. Все младшие Сафоновы вышли на верную дорогу. Дай Бог каждому из нас не растерять точные ориентиры!
На снимках: Муза Сафонова у своих Святых; Рублевская троица, вышитая шелком; Иисус Христос; плащаница.