Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Главные ворота Волгограда справляют юбилей

 Железнодорожной станции Волгоград-I исполнилось 140 лет

 вокзал вокзал- Первый железнодорожный вокзал в Царицыне появился в 1871 году, - рассказал ИА «Город героев» директор Народного музея волгоградских железнодорожников Владимир Бударин.

– Днём рождения вокзала считается дата, когда в Царицын пришел первый пассажирский поезд из Борисоглебска по новой Грязе-Царицынской железной дороге. В это же время был построен вокзал.

Изначально он был деревянный, так как для городской архитектуры того времени было закономерным использование «исконного» для России строительного материала – дерева. В.В. Крестовский, посетивший город в 1879 г., писал об этом: «Деревянный одноэтажный вокзал железной дороги устроен чрезвычайно просто, чтобы не сказать даже бедно: центральная зала, в которой вывешено на стене несколько пароходных и иных объявлений, торчат несколько столиков и десятка полтора стульев, посвящена более чем скромному буфету, направо – комната для дам, с кожаными креслами, налево – и для мужчин и для дам, как угодно, с простыми деревянными скамьями». Позже здание вокзала было построено из кирпича.

Через 27 лет в путеводителе «Спутник по Юго-Восточным железным дорогам за 1898 год» сообщалось: «Царицын – станция II класса. Пассажирский вокзал общий для двух дорог: Грязе-Царицынской и Владикавказской. Буфет с горячими блюдами, холодными закусками, винами, водками и прохладительными напитками; зал для пассажиров I и II классов с мужской и дамской уборными; на втором этаже имеются комнаты для остановок прибывших в город по делам службы агентов Юго-Восточных железных дорог; большой зал для пассажиров III и IV классов; книжно-газетный шкаф. Ежедневно со станции отправляется и прибывает шесть пассажирских поездов». 

Деревянное здание располагалось там, где сейчас находится Дом печати.

Именно появление железной дороги и вокзала превратило захудалый уездный городишко Царицын Саратовской губернии в крупный промышленный центр. Тысячи крестьян отправились на заработки в город. И по темпам прироста населения Царицын вышел на первое место в России. 

Так, по данным переписи 1862 года в Царицыне проживало 7 тысяч 846 человек, а в 1897 году в городе уже насчитывалось 55 186 жителей. А к 1913 году количество жителей составило 131 782 человек. Причем в конце 19 века две трети населения Царицына составили приезжие.

Появление вокзала в центре Царицына заставило изменить городскую архитектуру. Так, раньше неподалёку от этого места, где построился вокзал, находилось большое городское кладбище (примерно на территории нынешнего Горсада). Но соседство вокзала с погостом выглядело неуместно. Из-за этого городские власти постановили перенести кладбище на окраину, на территорию, где сейчас находится Областная больница № 1.

С момента появления в центре города вокзала на ветке Грязе-Царицынской железной дороги рядом стала формироваться площадь. Она была просторной, чтобы здесь могли расположиться извозчики, телеги, а позже машины, автобусы, подвозящие пассажиров к поездам и увозящие их. Окончательно площадь оформилась в предвоенные годы. Здесь располагалась скульптурная композиция, изображающая детей, танцующих вокруг крокодила, ставшая знаменитой благодаря снимкам военного времени. Площадь называлась также Вокзальной. В районе станции были расположены жилые дома железнодорожников, паровозное депо, железнодорожные мастерские, больница, приемный покой. Станция имела рельсовые пути протяжением 10400 сажен и 81 стрелку.

Огромное кирпичное здание вокзала выстояло в революцию и гражданскую войну, но было полностью разрушено 23 августа 1942 года во время вражеской бомбежки. По плану Гитлера взятие вокзала поставило бы точку в Сталинградской битве. Вокруг вокзала развернулись кровопролитные бои. Железнодорожный узел 13 раз переходил от фашистов к нашим войскам, но даже под бомбежками разрушенный вокзал продолжал работать. Ежедневно в город прибывало 20-25 тысяч бойцов

Сразу после окончания Сталинградской битвы началось восстановление  железнодорожной инфраструктуры станции. За 27 дней было построено временное деревянное здание вокзала. А уже весной 1943 года станция Сталинград-1 работала на полную довоенную мощность.

И спустя девять лет на месте разрушенного вокзала появилось трехэтажное здание. Новый вокзал был построен по проекту  известного сталинградского архитектора Самуила Брискина.

Сегодня станция Волгоград-1 – внеклассная пассажирская станция, через которую ежесуточно курсируют около 120 пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения, а вокзальный комплекс, включающий в себя два вокзала, посещают ежедневно свыше 11 тыс. волгоградцев и гостей города.

Протяжённость станции составляет около 4 км. Сейчас на ней работают более 200 специалистов различных профессий: машинисты, сигналисты, осмотрщики вагонов, работники пассажирского комплекса.

На станции трудятся 17 человек, награжденных знаком «Почетный железнодорожник», трое – знаком «Почетный работник Волгоградского отделения», пятеро являются почетными работниками Приволжской железной дороги.

На снимке: так выглядел первый вокзал Царицына; вокзал в 1954 году.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"